Педагог - психолог: Парсян Мери Шагеновна
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Телефон горячей линии в МАОУ СОШ № 29
8(861)226-28-20
e-mail: psychologist.29@yandex.ru
Телефон горячей линии по Краснодарскому краю: 8-800-350-80-52
Федеральная горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях:
Официальный сайт ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей"
Интернет-консультация педагога-психолога
В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе создана служба примирения. Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится: - разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; - дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений; - снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
- Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
- Концепции развития до 2017 года сети службы медиации операций в рамках реализации исполнительных инициатив в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возрастания, с которыми наступает уголовная ответственность в России
- Межведомственный план комплекса мероприятий по реализации
- Распоряжение правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 1430 р Объявления о распространении Концепции развития до 2017 г. сети службы медиации
- Распоряжение правительства РФ от 1 сентября 2018 г N 1837 p О продлении срока реализации Концепции до 2020 г.
- Письмо Минпросвещения России о Горячей линии по медиации и примирению от 29 сентября 2022 г. № 07-6511
ШКОЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
- Приказ департамента образования об утверждении плана работы городской службы школьной медиации (примирения)
- Приказ о создании Службы школьной медиации
- Список членов Службы школьной медиации
- Положение Службы школьной медиации
- План работы Службы школьной медиации
- Анализ работы за 2023-2024 учебный год
Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях
- Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Служба школьной медиации: практическое руководство
- Медиативное соглашение
- Методические рекомендации по интеграции метода Школьной медиации в образовательные учреждения
- Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций
НАШИ УСПЕХИ: